Экономическая и социальная зависимость крестьян от монастыря была очень жесткой. Обширное монастырское хозяйство развивалось в основном за счет тяжелого крестьянского труда. Пришедшие на поселенье крестьяне получали от монастыря скот (лошадь, корову и др.), землю, земледельческий инвентарь и семена, и на один или два года льготы — освобождение от выплат.
После окончания льготных лет они обязаны были вернуть монастырю по приплоду полученный скот и согласно порядной записи отдавать монастырю ежегодно «пятинный хлеб», т.е. пятую часть урожая.
Кроме этого крестьяне заготавливали для монастыря дрова и сено; убирали хмель в монастырских хмелевых угодьях; пилили и возили строевой лес, добывали известь на реке Синаре для строительства крепостной стены и храмов; обрабатывали монастырские запашки, сеяли и убирали хлеб; посылались на поселья для рыбной ловли и других работ; выполняли подводную повинность — уходили со своими обозами в многодневные поездки, доставляя провиант в военные части или архиерейские дома; строили и ремонтировали монастырские помещения. На крестьянах Далматовской вотчины лежала и рекрутская повинность — часть молодых и здоровых крестьян забирались в армию на долгий срок.
Монахи вмешивались даже в семейную жизнь крестьян, выполняя функции охраны общественного порядка. В монастыре существовали запорные чуланы для наказания, ослушников посылали на полгода или на год на поселья; были распространены и телесные наказания. О наказаниях крестьян, о разборах различных жалоб велись записи в монастырских книгах.
Из «Книги записи наказаний за всякие преступления» Д. С. Грязнов сделал многочисленные выписки. Есть там запись о наказании плетьми крестьянина села Николаевского Ивана Ворванина за драку и «кусание зубами» соседа Ивана Зубарева, о наказании лозами крестьянина села Николаевского Василия Брагина «за матерную брань попа Василия Иванова» и другие.
Комментарии закрыты.