Город Далматово — одно из первых русских поселений в Зауралье. Наш город старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга, а город Каменск-Уральский начался с поселья Далматовского монастыря на реке Железянке.
Это было время заселения Сибири русскими людьми, время продвижения Российского государства на восток. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далеком 1644 году от Рождества Христова старец Далмат.
До пострижения в монахи преподобный Далмат звался Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать — дочерью новокрещен-ного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети. Родство это сыграло заметную роль в судьбе основателя монастыря.
После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невь-янский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери. Нет, не убогий старец уходил в иноческий подвиг, а человек, рассчитывавший на свои силы и Божью помощь. Ведь ему пришлось нести на себе не только тяжелую икону, но и все, что необходимо для уединенного бытия.
Далмат поселился в урочище Белое Городище, что расположено на высоком берегу реки Исети, недалеко от впадения в нее реки Течи. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа. Вскоре к нему начали приходить люди. Пещера становилась мала, и по благословению Тобольского архиепископа Герасима Кремнева Далмат с товарищами построили деревянную часовню с оградой — первое здание будущего монастыря.
Склонив на свою сторону владельца приисетских земель татарского мурзу Илигея, Далмат добился того, что урочище Белое Городище с окрестными землями стало собственностью монастыря. По его ходатайству тобольский боярин Павел Шульгин описал монастырскую вотчину по тем межам, по которым Илигей отдал ее Далмату в присутствии родственников и соплеменников. Длина владений «от высокова Соснового Яру» до «Атяшу озера» составила примерно 90 верст, ширина — 25-30 верст. Наверное, с тех пор и пошла у монахов поговорка: «Вплоть до Атяша все наше». В 1659 году описанные земли были окончательно утверждены за монастырем грамотой царя Алексея Михайловича. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель.
Монастырь, расположенный на высоком берегу выше слияния двух рек, занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Он с первых лет основания манил к себе все новых и новых поселенцев. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест, принося сюда свои фамилии и прозвания, живущие и поныне.
Скончался Далмат в 1697 году. По благословению Патриарха всея Руси Алексия II преподобный Далмат Исет-ский причислен к лику местночтимых святых Курганской епархии. Его имя включено в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 8 июля.
Комментарии закрыты.