Святые ворота монастыряОдновременно с окончанием строительства в монастыре Успенского собора (1708-1720 г. г.) по именному указу Петра I в 1713 г. за счёт казны началось возведение каменных стен «для защиты от воровских воинских людей». В то время на монастырь и окрестные русские селения часто совершали набеги башкиры, татары, черемисы. Ограда же обители была «деревянная, в столбах ветхая».
В ней-то и запланировали построить восточные, полуденные и северные ворота. Калитку в западной стене проделали намного позже, в 1836 году, для прохода учеников в классы духовного училища. Собор и стены возводили тюменские и верхотурские мастера, а также свои крестьяне, которые пришли из разных мест России «от скудности великой» на плодородные монастырские земли. К тому же ещё архимандрит Исаак попросил царя «пожаловать монастырю семьишек сотню с небольшим и разрешить записать их в монастырские книги».
Главными, т. е. святыми, воротами ещё деревянного монастыря были восточные. У восточной стены в то время была главная площадь Служней слободы. Здесь же проводились первые ярмарки. Сюда вдоль северного берега реки Исеть вела дорога из Тобольска, где жили губернатор и митрополит.
Над восточными святыми воротами крестьянин Иван Прокопьев по прозванию Большая борода за право жить при монастыре два года «тружася безденежно», срубил деревянную Иоанно-Богословенную церковь, сгоревшую позднее при пожаре.
Строительство каменной ограды началось с восточных святых ворот. Над ними по благословению митрополита Тобольского и Сибирского вновь заложили церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. Чертёж этой церкви до сих пор хранится в Москве в Центральном государственном историческом архиве (на снимке вид изнутри).
Пока строили церковь, ворота заложили кирпичом. Но церковь эта так и не была достроена, а ворота не открыли. На снимке начала ХХ века это хорошо видно. Только после размещения в стенах монастыря завода «Молмашстрой» ворота пробили для проезда машин.
В восьми саженях к северу от упомянутых восточных ворот в монастырской стене были построены простые ворота для проезда крестьянских возов с пятинным хлебом и дровами. Пятинный, потому что 5-ю часть урожая крестьяне отдавали монастырю. Сейчас ворота закладены кирпичом, видны только железные крюки.
Вторые ворота, южные или полуденные, вели на конюшенный и скотный двор. Во дворе стояло несколько изб для монастырских служителей. Слобода у стен Далматовского монастыря называлась Служней, потому что в ней проживали служители. А вот слобода Верхотурского монастыря именовалась Ямской, там жили ямщики, обслуживающие Бабиновскую и другие дороги. До 1745 года в 30-ти саженях от ворот находился женский монастырь, переведённый в Теченское поселье. Из южных ворот можно было выйти к высокому берегу Исети и спуститься по склону к мосту через реку и к мельнице. Монастырская мельница и мост были недалеко от монастырских стен, там, где сейчас улица Исетская выходит на стадион. Раньше Исеть текла вдоль западного крутого склона Белого Городища (сейчас называется Успенским угором) и постоянно подмывала его. В 1791 году купец И. И. Назимов прокопал новое русло для реки, старое запрудил плотиной. С тех пор там стали строить мост через Исеть.
Долго строили каменную монастырскую стену и башни. За это время отпала надобность держать оборону от воинствующих башкир. Русские поселения далеко продвинулись вверх по Исети и Тече. Избы села Николаевское растянулись к западу через Мельничный ручей. В центре выстроили церковь. Из Екатеринбурга на восток, к Ялуторовску, через главную улицу села пролёг торговый и почтовый тракт. С юга через мост прибывали караваны из Челябинской и других станиц Южного Урала.
Торговые ярмарки перенесли ближе к дороге к северным монастырским воротам и на площадь возле Николаевской церкви. С тех пор северные ворота становятся главными, а Николаевская улица от церкви до монастыря превращается в единый торговый ряд. Параллельно ей возникали и другие улицы города. Но об этом в следующий раз.
Михаил Теляков.
Комментарии закрыты.